RSS
Post Icon

Сказкотерапия для дошкольников

Сказкотерапия
Сегодня для родителей интересна, актуальна, важна тема раннего развития ребенка. Это неслучайно, ведь за каких-то 2-3 года, у ребенка происходит огромный скачок в физическом, моторном, интеллектуальном, речевом, эмоциональном развитии. Если упустить это время, наверстать его очень трудно, а иногда и невозможно. Мышление ребенка М. Монтессори сравнивает с «впитывающей губкой». Как губка впитывает любую жидкость – чистую, грязную, мутную, прозрачную, застоявшуюся, так и детский разум абсорбирует образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие» и «плохие», «полезные» и «бесполезные».То есть, очень важно «напитать» малыша в первые годы жизни всем необходимым, что потребуется ему на протяжении всей жизни. Заложить «прочный фундамент» духовно-нравственного воспитания. Здесь на помощь приходят сказочные занятия.
Наши предки занимались воспитанием детей, рассказывая им сказки и занимательные истории. Прежние бабушки и дедушки не спешили наказывать провинившееся дитя. Они рассказывали историю, из которой становился ясным смысл поступка. Через сказки ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, проблемах, препятствиях, возникающих у человека в жизни. Ему открывается необходимость веры в силу добра. В сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Эти занятия направлены на снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи, коммуникативных навыков.
На занятиях решаются следующие задачи:
• Расширение представлений детей об окружающем мире и его законах;
• Создание новых моделей поведения, включающих позитивное взаимодействие со сверстниками, старшими и младшими членами семьи;
• Развитие личностных потенциалов;
• Накопление положительно сенсорного и образного опыта;
• Развитие чувства эмпатии, воображения, фантазии. Расширение представлений об эмоциях;
• Развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
• Приобретение опыта, на основе своих ощущений делать прогнозы, оценивать последствия;
• Развитие произвольного внимания, слуховой и зрительной памяти, общей и мелкой моторики;
• Активизация и обогащения словарного запаса;
• Нормализация темпа и ритма речи, силы голоса, высоты звучания;
На данных занятиях используются различные сказкотерапевтические методы и техники. Постановка сказок на песке, создание сказочной среды, куклотерапия, драматизация сказок, программы эмоционально-волевого развития детей элементы музыкальной и арттерапии
Родители, заботящиеся о психическом здоровье своих детей, понимают, насколько важны развивающие занятия психолога для детей. Такие занятия проходят обычно в виде игр и упражнений, в простой доступной и привлекательной для ребенка форме, что позволяет ему успешно развиваться.
Работа психолога в детском центре ведется в соответствии с требованиями возраста и с учетом личностных особенностей каждого ребенка. Занятия проводятся как индивидуально, так в мини-группах 2 раза в неделю.
Занятия психолога по методу сказкотерапии чрезвычайно важны для тех малышей, у которых наблюдаются задержки речевого и психического развития, страхи, неуверенность в себе, они помогают стабилизировать эмоциональное состояние ребенка. Каждое занятие проходит в игровом сюжете и включает в себя несколько направлений:
— развивающая часть (в процессе которой используются игры и упражнения на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, пальчиковые игры);
— коммуникативные игры (игры на взаимодействие, общение друг с другом, развитие интереса к другому ребенку);
— песочная терапия (в процессе песочной игры ребенок имеет возможность выразить свои эмоциональные переживания, освобождается от страхов);
— работа с сенсорным материалом (игры, направленные на развитие понимания сенсорных эталонов, развитие речи);
— музыкально-ритмическая часть (игры на развитие двигательной активности, упражнения на развитие пространственного восприятия и координации движений, развитие музыкальных способностей и крупной моторики);
— творческая часть (включает в себя несложные продуктивные виды деятельности (конструирование, лепка, рисование), закрепляющие результаты работы).
Занятия по методу сказкотерапии для дошкольников очень полезны и нужны, без сомнения, каждому ребенку. Ведь именно на протяжении первых лет жизни закладываются основные качества характера, формируются манеры будущего поведения, стиль взаимоотношений, взгляды на мир.